12 - peaükk

Положение людей с ограниченными возможностями

Author: Anneli Habicht

Ключевые темы

  • Предоставление ООН теневого отчета КПИ ООН от Палаты людей с ограниченными возможностями Эстонии
  • Создание надзорного механизма КПИ ООН при канцлере права
  • Закон о равном обращении продолжает дискриминировать людей с ограниченными возможностями
  • Положение с правами людей с ограниченными возможностями различается на уровне местных самоуправлений, и оно довольно неблагоприятное
  • Продолжаются проблемы с принудительным лечением и помещением в учреждения закрытого типа

 

Политическое и институциональное развитие

 По состоянию на середину 2019 года в Эстонии проживало свыше 157 000 людей с ограниченными возможностями, что составляет 12% от населения страны.

В 2018-2019 годы по сравнению с периодом предыдущего отчета ситуация с правами людей с ограниченными возможностями в Эстонии в некоторой степени улучшилась. В первую очередь, оценка основана на легализации механизма надзора за выполнением Конвенции ООН по правам инвалидов (КПИ ООН). С 1 января 2019 года задачи по содействию, защите и мониторингу КПИ ООН, исходящие из статьи 33 КПИ ООН, выполняет канцлер права.

1 марта 2018 года Палата людей с ограниченными возможностями Эстонии (далее Палата) опубликовала версию теневого отчета о выполнении КПИ ООН на эстонском языке, а 12.02.19 теневой отчет был передан комитету ООН по правам людей с ограниченными возможностями. В отчете обращается внимание на проблемы с выполнением КПИ ООН и даются рекомендации для их решения. 9 апреля 2019 года представители Палаты встретились с членами комитета, чтобы представить отчет и ответить на вопросы комитета. Во встрече участвовал представитель канцлера права. После ознакомления с государственным и теневым отчетами комитет дал рекомендации, на которые государство должно ответить к весне 2020 года. Некоторые вопросы, упомянутые в теневом отчете и в данной статье, содержатся и в рекомендациях, которые были даны государству.

Люди с ограниченными возможностями по-прежнему ожидают более оперативного делопроизводства с электронным государством. Хотя Департамент социального страхования (ДСС) и предпринял шаги для улучшения ситуации, люди с ограниченными возможностями пока еще не почувствовали на себе реальных результатов. Нуждающиеся в помощи сами должны передавать имеющиеся у учреждений данные государству, для получения помощи требуется заполнить целый ряд ходатайств. Для людей это означает большую трату времени и энергии.

Предлагаемые местными самоуправлениями услуги зачастую не соответствуют фактическим нуждам людей с ограниченными возможностями ни по части доступности, ни по части их объема или сути. Получение у местных самоуправлений таких социальных услуг, как, например, услуги личного помощника, опорного лица или социального транспорта в значительной степени несправедливо зависит от возможностей самого инвалида ходатайствовать о необходимой помощи, хотя в первую очередь оно должно зависеть от потребности в помощи. Одним из барьеров является высокая доля собственного участия при оплате социальных услуг – на уровне местных самоуправлений она составляет 48% и на государственном уровне 13%.

Стартовавший в 2018 году проект по адаптации жилья помог повысить качество жизни людей с ограниченными возможностями, но не для всех нуждающихся в помощи проект оказался достаточно гибким. В Эстонии статья 12 КПИ ООН была ратифицирована вместе с декларацией. Эстония оставила за собой право продолжить практику, по которой лицу с ограниченной дееспособностью можно назначить опекуна. Хотя в соответствии с действующим правом в приоритете находятся права опекаемого, реализацию право- и дееспособности лица на практике в понимании КПИ ООН нельзя охарактеризовать как систему с приоритетом прав человека. Рекомендации ООН тоже подчеркивают необходимость взвесить отзыв декларации и начать двигаться от принципа принятия замещающих решений к принципу принятия поддерживающих решений, которые повышают автономность людей с особыми потребностями.

К сожалению, на прошедших в 2019 году выборах в Рийгикогу и Европейский Парламент не на всех избирательных участках имелся доступ для людей с ограниченными возможностями. Но и у людей с ограниченными возможностями должно быть право выбирать способ голосования: хотят они реализовать свое избирательное право на избирательном участке, путем электронного голосования или заказав урну для голосования на дом.

 

Законодательное развитие

Помимо легализации надзора за КПИ ООН, которой сопутствовало формирование совета по правам людей с ограниченными возможностями при канцлере права, 3 июня 2018 года было выпущено постановление о доступной среде, выход которого затянулся на три года. С 1 января 2018 года Инспекция по защите данных осуществляет надзор за выполнением требований по администрированию интернет-страниц и мобильных приложений, а с 1 января 2019 года Департамент защиты прав потребителей и Департамент технического надзора проверяют соответствие строений, предназначенных для оказания общественных услуг, требованиям, связанным с потребностями людей с ограниченными возможностями.

Была запущена услуга дневного и недельного ухода за совершеннолетними с расстройством интеллекта, услуга повседневной поддержки также была лучше адаптирована под людей с расстройствами аутистического спектра. Обе меры смягчили острую нехватку услуг специфического характера. Из новых услуг, улучшающих самостоятельную жизнь людей с особыми потребностями, можно назвать услуги собаки-поводыря, удаленного перевода для глухих и сурдоперевода, запущенные Департаментом социального страхования в 2018 году.

Принцип финансирования приобретения вспомогательных средств, действующий с 2019 года, гарантирует вспомогательное средство любому нуждающемуся, который имеет на него право, до конца бюджетного года. Больше вспомогательных средств получат и люди, проживающие в попечительских учреждениях. С 1 июля 2018 года в законе о трудовом договоре появилась возможность оформления оплачиваемого отпуска по уходу, которая распространяется, правда, только на работающих на основании трудового договора совершеннолетних членов семьи лиц с глубокой степенью инвалидности.

Заметно улучшился для людей с ограниченными возможностями доступ к бесплатной помощи зубного врача. С 1 января 2019 года Больничная касса оплачивает услуги дантиста лицам, которые из-за особых психических или физических потребностей не в состоянии поддерживать гигиену ротовой полости. Негативное влияние оказало очередное препятствование внесению поправок к закону о равном обращении в 2018 году. Закон устанавливает иерархию, в соответствии с которой самая сильная защита от дискриминации касается национальной, расовой принадлежности или цвета кожи, а ступенью ниже находятся вероисповедание или убеждения, возраст, инвалидность или сексуальная ориентация. В 2015-2018 годах Палата предлагала изменить закон, чтобы люди с ограниченными возможностями тоже получили защиту от случаев дискриминации в системе образования, социального обеспечения, здравоохранения и социального страхования, в доступе к общественным товарам и услугам, в том числе в доступности жилья. Закон о равном обращении и по сей день не обращается с людьми с ограниченными возможностями наравне со всеми остальными, на что указывает и комитет ООН по правам людей с ограниченными возможностями.

Закон об основной школе и гимназии, действующий с 1 февраля 2018 года, содержит поправки, касающиеся инклюзивного образования. Поправки, конечно, будут способствовать инклюзии детей с легкой степенью инвалидности, но не обеспечат детям с большими потребностями в помощи доступ к инклюзивному качественному бесплатному начальному и среднему образованию наравне с остальными членами общества. Например, обучение детей, нуждающихся в идентичном образовании, никак не подпадает под установленный в обычной школе коэффициент за место, равный «4», что по сравнению с прошлой версией закона означает падение в три с половиной раза. Доля детей с ограниченными возможностями, которые учатся в специальных школах, конечно, сократилась, но их перевод в обычные школы происходит очень медленно. В школах, как и в детских садах, нет достаточного количества учителей, помощников учителей и опорных специалистов, обладающих необходимыми навыками. Медленное развитие транспорта повышенной доступности по-прежнему является препятствием для людей с ограниченными возможностями. Хотя закон об общественном транспорте и позволяет приобретать или адаптировать под нужды людей с ограниченными возможностями общественный транспорт, купленный на бюджетные средства, обязательным это не является. Например, доступа в большинство автобусов, обслуживающих уездные линии, у передвигающихся на колясках людей с ограниченными возможностями нет. На проблему с доступом в общественный транспорт также обращал внимание канцлер права. Таллиннцы с ограниченными возможностями уже выражали недовольство постановлением Таллиннского городского собрания от 1 июля 2019 года, которое регулирует порядок работы социального транспорта. В соответствии с постановлением, условия для получения услуги социального транспорта, например, требование использования технических вспомогательных средств, не позволяют оценить фактическую потребность человека в помощи. Районная управа Пыхья-Таллинна, рассматривая возражения людей с ограниченными возможностями, тоже нашла, что цель социальной помощи состоит не в поддержке лишь тех людей, которые пользуются названным в постановлении вспомогательным средством, а в поддержке всех людей с недостатком здоровья, который затрудняет их возможности для передвижения.

В качестве позитивной тенденции можно привести решение Рийгикогу от 13 февраля 2019 года значительно повысить пособия на детей с ограниченными возможностями, которое не повышалось с 2006 года.

 

Судебная практика

Решение Государственного суда от 5 сентября 2019 года гласит, что решения по оценке трудоспособности и степени тяжести недостатка здоровья следует обосновывать таким образом, чтобы подавший ходатайство человек это решение понял. «Разъяснение не означает копирования норм правовых актов в административном акте, а означает такую трактовку, которую лицо в состоянии понять. Обоснование административного акта является гарантией того, что адресат этого акта поймет, почему было принято соответствующее решение», констатирует Государственный суд, который вынес два решения, разъясняющих отличие услуги по специальному уходу от услуги принудительного лечения. Суд нашел: из закона о социальном обеспечении не следует, что учреждение социального обеспечения в праве применять в отношении пребывающих в его стенах лиц принудительное лечение. По оценке Государственного суда, предоставлять услугу по специальному уходу можно только такому лицу, которому не требуется психиатрического лечения против его воли.

Имеется целый ряд местных самоуправлений, акты которых, регулирующие порядок предоставления обязательных социальных услуг, противоречат конституции. Например, канцлер права обратился в Государственный суд с ходатайством признать недействительными некоторые положения постановлений Нарвского городского собрания, регулирующие порядок предоставления обязательных социальных услуг. К 20 сентября 2019 года Государственный суд решения еще не принял. Решение может оказать значительное влияние на распределение задач между государством и местными самоуправлениями.

 

Статистика и исследования

Наиболее важным исследованием в этой сфере в рассматриваемый период был теневой отчет по выполнению КПИ ООН. Докторская диссертация Карин Ханга, защищенная в Таллиннском университете, раскрывает проблему, которой является рост количества людей с ограниченными возможностями и их доли в обществе, а также потребность в политических мерах, основанных на доказательствах. Практической ценностью диссертации является метод оценивания, который внедрил у себя Департамент социального страхования.

 

Обнадеживающий передовой опыт

В качестве знаковой инициативы под руководством Палаты Всеобщий певческий праздник 2019 года, как и его телетрансляция, впервые был адаптирован для людей с нарушениями слуха и зрения. Есть надежда, что данная инициатива станет для всех организаторов культурных мероприятий достойным примером для подражания. Инициативой, связанной с таким аспектом прав человека, которым в Эстонии пока еще мало занимаются, стал проект Эстонского центра по правам человека «Сотрудничество полиции и общественных объединений в борьбе с преступлениями на почве ненависти в Эстонии, Латвии и Литве», который направлен на выявление преступлений на почве ненависти к инвалидам и на борьбу с ними; а также проект недоходных организаций Eluliin и Eesti Vaimupuudega Inimeste Tugiliit для выявления жертв торговли людьми, которые являются людьми с недостатком здоровья, и первичного вмешательства. Сформированная при Государственной канцелярии рабочая группа по доступности и Министерство социальных дел запустили пробные проекты, которые касаются координирования услуг по уходу, социального транспорта, а также личностно-ориентированных услуг по специальному уходу за детьми с особыми потребностями. В 2019 году министерством социальных дел был заказан анализ доступности основных узлов общественного транспорта, в ходе которого также обсуждается стоимость необходимых работ по адаптации. Влияние этих проектов еще рано оценивать, но если они окажутся успешными, то будут созданы предпосылки для более эффективной защиты людей с ограниченными возможностями как на государственном уровне, так и на уровне местных самоуправлений.

Еще одним примером знакового события стало награждение Союзом женщин Эстонии в 2018 году титулом «Мать года» руководителя Союза инваспорта Эстонии Сигне Фалькенберг.

 

Значимые общественные дискуссии

Больше всего дискуссий вызвала деинституционализация – попытка перевести нуждающихся из-за недостатка здоровья в поддержке людей из больших попечительских домов в условия, схожие с обычной жизнью. Если большинство местных жителей, рядом с которыми строятся такие места для оказания соответствующих услуг, заняли поддерживающую позицию, то в Кейла, Пайде, Антсла и Мярьямаа они начали выражать разные формы протестов – начиная от сбора подписей и заканчивая обращением в суд. Городская управа Нарвы посчитала, что люди с особыми психическими потребностями могут быть опасными для окружающих, поэтому попечительские дома должны находиться за пределами города. Рупором людей с недостатком здоровья в общественной дискуссии стало министерство социальных дел, акционерное общество Hoolekandeteenused и Палата.

 

Тенденции и перспективы

В качестве одной из тенденций повышается сознательность и активность людей с недостатками здоровья при защите своих прав. Например, число соответствующих обращений к канцлеру права выросло с 62 в 2018 году до 67 за первые семь месяцев 2019 года. В 2018 году уполномоченному по гендерному равноправию и равному обращению было направлено 28 обращений, а за восемь месяцев 2019 года уже 40.

В 2019 году недоходное объединение Händikäpp запустило проект, цель которого состоит в консультировании и представлении в суде людей с ограниченными возможностями, общение с социальной системой которых зашло в тупик. При поддержке проекта десять людей с нарушениями зрения выдвинули государству требование в связи с тем обстоятельством, что в течение семи месяцев они не могли пользоваться программным обеспечением DigiDoc4 без посторонней помощи. Их требование удовлетворено не было, после чего была подана жалоба в Таллиннский административный суд. Государство не согласилось с нематериальным требованием, но в качестве жеста доброй воли предложило компромисс, в соответствии с которым люди, подавшие жалобу в суд, назовут Департаменту государственных  инфосистем  недоходное объединение, на счет которого будет перечислено 5550 евро. По словам представителя Департамента государственных  инфосистем, из этого случая был извлечен урок: в будущем нужно будет больше общаться с различными заинтересованными группами.

Активизация людей с недостатками здоровья при защите своих прав создает предпосылки как для роста сознательности, так и для большей включенности людей с ограниченными возможностями в общество.

 

Рекомендации

  • Внести изменения в закон о равном обращении, чтобы люди с недостатком здоровья были защищены от дискриминации во всех сферах общественной жизни.
  • Гарантировать людям с недостатком здоровья равный соответствующим потребностям доступ к социальной защите, применяя единую методику оценивания степени нуждаемости в помощи и осуществляя необходимый надзор в местных самоуправлениях.
  • Привести закон об общественном транспорте в соответствие с КПИ ООН.
  • Взвесить отзыв декларации по статье 12 КПИ ООН и переход от принципа принятия замещающих решений к принципу принятия поддерживающих решений.
  • Предпринять шаги для того, чтобы в сфере психиатрии не применялись чрезмерные меры усмирения, а прием лекарств происходил добровольно и осмысленно.

 

Описание кейса

В 2018 году к уполномоченному по гендерному равноправию и равному обращению обратился человек с нарушениями зрения и диабетом, который использует собаку-поводыря. Для него не были готовы адаптировать профинансированные государством курсы для людей с особыми потребностями, на которых проводились консультации, основанные на личном опыте. Обратившийся запросил материалы курсов в формате, подходящем для считывателя с экрана, разрешение посещать курсы и питаться во время них вместе с собакой-поводырем, а также возможность вести аудиозапись курсов. Проводившая курсы организация отказала в их адаптации, сославшись на их методику, и запретила участвовать в обучении. Уполномоченный пришел к выводу, что данная организация поступила дискриминирующим образом и обратился за поиском решения к проводившей курсы организации, министерству социальных дел и Центру профессиональной реабилитации Астангу. После длительных переговоров этого человека допустили к курсам и частично адаптировали их под его нужды. Помимо важности поиска компромисса с обучающей организацией, уполномоченный указал на то, что государство, распределяя финансирование, всегда должно ставить условие считаться с нуждами людей с особыми потребностями.

 

 


Author

  • Anneli Habicht oli Eesti Puuetetega Inimeste Koja tegevjuht aastatel 2015–2021. Ta on ÜRO Puuetega inimeste õiguste konventsiooni rakendamise variraporti „Puuetega inimeste eluolu Eestis“ (2018) kaasautor ja –toimetaja ning käsiraamatu „Teekond erilise lapse kõrval“ (2016) kaasautor.  Anneli on omandanud magistrikraadi cum laude Tallinna Ülikoolis andragoogika erialal 2015. aastal, tema magistritöö teema oli „Erivajadustega üliõpilaste kogemused kõrgkooliõpingutest“.