10 - peatükk

Права беженцев и лиц, ходатайствующих об убежище

Author: Liina Laanpere

Ключевые темы

  • Правительство приняло решение прекратить участие в программах по переселению и перемещению лиц, нуждающихся в международной защите.
  • Количество лиц, прибывающих в Эстонию и ходатайствующих об убежище, продолжает оставаться небольшим: в прошлом году ходатайство о предоставлении международной защиты подали менее ста человек.
  • Из-за изменившейся ситуации в странах происхождения Департамент полиции и погранохраны (ДПП) неоднократно отказывал в продлении срока действия вида на жительство лицам, ранее получившим статус международной защиты.

 

Политическое и институциональное развитие

По сравнению с уровнем миграционного кризиса 2015-2016 годов, количество прибывающих в Европу лиц, ходатайствующих об убежище, заметно сократилось. Несмотря на это, у стран-членов ЕС нет единого мнения касательно распределения ответственности, в особой мере это касается ходатайствующих об убежище и мигрантов, спасенных в Средиземном море, что способствовало росту количества случаев их гибели в процентуальном эквиваленте. В ответ на план некоторых стран-членов создать временную схему перемещения ходатайствующих об убежище лиц, министр внутренних дел Март Хельме заверил, что Эстония не обсуждает никаких механизмов распределения.

В начале 2018 года правительство сообщило о полном выполнении обязательств Эстонии перед Европейским союзом в связи с программой по переселению и перемещению лиц, нуждающихся в международной защите. В рамках этой программы Эстония приняла в общей сложности 206 беженцев. В рамках второй миграционной программы в 2018 и 2019 году правительство согласилось принять в общей сложности 80 человек из Турции.  В 2018 году по этой программе в Эстонию не прибыло ни одного человека, а в 2019 году из Турции была переселена одна сирийская семья, состоящая из семи членов.

В соответствии с коалиционным договором партий, пришедших к власти после выборов 2019 года, правительство будет проводить строгую иммиграционную политику, усилит контроль за нелегальной иммиграцией и не будет соглашаться на обязательные квоты по приему беженцев. По новому коалиционному договору Эстония продолжит строительство сухопутной восточной границы.

В декабре 2018 года центр временного содержания ходатайствующих об убежище и выдворяемых лиц переехал из волости Харку в волость Раэ. Новый центр временного содержания, рассчитанный на большее количество мест, находится на одной территории с Таллиннским арестантским домом, но ходатайствующие об убежище и выдворяемые изолированы от лиц, содержащихся в арестантском доме. 29 апреля 2019 года советники канцлера права осуществили проверку центра и указали на целый ряд проблем, в том числе на недостаточные возможности проведения свободного времени и общения с близкими, нехватку переводчиков, а также на проблемы с питанием.

 

Направления развития законодательства

В 2018-2019 году к закону о предоставлении международной защиты иностранцам (ЗПМЗИ) было принято только несколько поправок, которые уточняли положения, связанные с обработкой личных данных.

Более существенные изменения предусмотрены в проекте закона о внесении изменений в закон об обязательстве выезда и запрете на въезд (ЗОВЗВ) и ЗПМЗИ, который Министерство внутренних дел подало правительству на утверждение 3 июня 2019 года. Проект устанавливает особые положения, которые будут применяться в условиях чрезвычайного положения, вызванного массовой иммиграцией (в случае прибытия в Эстонию по крайней мере 3000 иностранцев небольшими группами по несколько десятков человек). Особые положения в числе прочего позволяют задерживать иностранцев без разрешения административного суда на срок до семи календарных дней в установленном ДПП месте. Канцлер права отмечал, что это изменение нуждается в дополнительном анализе, потому что по Конституции без разрешения административного суда никого нельзя содержать под стражей дольше 48 часов, и значение этой конституционной гарантии нельзя недооценивать при лишении свободы кого бы то ни было.

 

Судебная практика

В 2018-2019 гг. в сфере прав беженцев появились важные судебные акты на тему задержания, притеснений по религиозному признаку и уязвимости лиц, ходатайствующих об убежище.

30 января 2018 года Государственный суд вынес решение по делу 3-17-792, в котором разъяснил правовые условия продления срока содержания под стражей лиц, ходатайствующих об убежище. Коллегия подчеркнула, что проволочки, причиной которых не стало само ходатайствующее лицо, не оправдывают продолжения содержания под стражей. При подаче ходатайства о продлении срока содержания под стражей ДПП должен пояснить, какие действия им были предприняты в последнее время, чтобы суд имел возможность убедиться в необходимом усердии полиции и наличии условий для содержания под стражей.

19 июня 2019 года Государственный суд вынес решение по делу 3-19-415, в котором подтвердил, что нельзя обосновывать риск побега, который оправдывает помещение в центр временного содержания, тем, что «нет оснований исключать исходящей от лица потенциальной опасности побега». При оценивании риска побега ходатайствующего об убежище в каждом конкретном случае необходимо отдельно изучать обстоятельства и тщательно проверять необходимость и пропорциональность задержания. Закон содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, которые можно рассматривать в качестве угрозы побега.

Кроме этого, весной 2019 года вступили в силу несколько судебных актов, связанных со свидетелями Иеговы, которые бежали от преследований из России и ходатайствовали о предоставлении международной защиты. Государственный суд не принял к производству кассационную жалобу ДПП, вследствие чего вступили в силу решения Таллиннского окружного суда, которые подтверждали соответствие ходатайствующих об убежище критериям статуса беженца. Суд подтвердил, что притеснения по религиозному признаку – это такие ущемляющие права ходатайствующего действия, которые не только не дают практиковать религию в частном порядке, но и не позволяют открыто жить в соответствии со своими религиозными обычаями.

Таллиннский административный суд подтвердил в решении от 19 сентября 2019 года важность оценивания уязвимости ходатайствующих об убежище. Суд подчеркнул, что уязвимость ходатайствующих об убежище или особые потребности следует установить в максимально сжатые сроки после подачи ходатайства, при необходимости можно прибегнуть к помощи эксперта. Проведение процессуальных действий в отношении лица, пребывающем в психически нестабильном состоянии, в ситуации, когда результат делопроизводства во многом зависит от разъяснений ходатайствующего, правдоподобность которых должен оценить ДПП, невозможно до определения состояния здоровья человека и предоставления ему лечения в случае необходимости. Если этого не сделать, то делопроизводство не будет правомерным.

 

Статистика и исследования

В 2018 году в Эстонии 95 лиц ходатайствовали об убежище, из них 5 подавали повторные ходатайства, а 5 ходатайств было подано на воссоединение семьи. Больше всего ходатайствующих было из Украины, России и Египта. По состоянию на 30 сентября 2019 года об убежище ходатайствовали 87 человек, из них 3 подали повторные ходатайства, а 13 ходатайств было подано на воссоединение семьи. В 2019 году основными странами происхождения были Россия, Турция и Украина. В 2018 году статус беженца или дополнительной защиты получили 35 человек, из них 18 были переселены в рамках программы по переселению беженцев. По состоянию на 30 сентября 2019 года статус международной защиты получил 31 человек, из которых 7 были переселены в рамках второй программы по переселению беженцев.

Летом 2019 года Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) опубликовало исследование Access to legal aid for asylum-seekers in Estonia. Исследование предоставляет обзор на тему доступа к правовой помощи ходатайствующих об убежище в Эстонии, указывает на недочеты и дает рекомендации по изменению сложившейся практики и законов. В исследовании подчеркивается необходимость создания возможности предоставления ходатайствующим об убежище реальной правовой помощи в пограничных пунктах; определения уязвимых ходатайствующих, которым, как правило, сразу же требуется дополнительная правовая помощь; предоставления более обширных правовых консультаций в центрах временного содержания и размещения, а также обеспечения ходатайствующих возможностью тесно общаться с адвокатами, предоставляющими государственную правовую помощь.

 

Передовой опыт

В качестве примера передового опыта в сфере интеграции можно привести социальное предприятие Siin & Sääl недоходного объединения «Эстонская помощь беженцам» (эст. Eesti Pagulasabi), которое помогает беженцам начать предпринимательскую деятельность в Эстонии. Поддержку беженцам в сфере интеграции также оказывают Центр Йоханнеса Михкельсона, Тартуский международный дом и Международная организация по миграции (IOM). Эстонский центр по правам человека при поддержке УВКБ по-прежнему предоставляет ходатайствующим об убежище бесплатную правовую помощь, а с начала 2018 года такая помощь предоставляется также и лицам, уже получившим международную защиту.

Кроме того, был увеличен объем языкового обучения. С начала 2018 года вместо прежних 100 уроков эстонского языка беженцы получают 300.

 

Значимые общественные дискуссии

Осенью 2018 года в обществе широко обсуждался Глобальный договор ООН о миграции (Global Compact for Migration). Готовящиеся к выборам партии использовали этот договор о миграции для привлечения внимания, сея неразбериху касательно юридической обязательности этого документа декларативного характера и распространяя ложные факты о его содержании. В средствах массовой информации этот договор назывался как договором о миграции, так и «договором о беженцах». Правительство так и не пришло к соглашению по части этого договора, и его подписание одобрило Рийгикогу 26 ноября 2018 года. На самом деле договор о миграции не касается прав беженцев или ходатайствующих об убежище. Глобальный договор ООН по беженцам (Global Compact on Refugees) – это отдельная декларация, позицию Эстонии по которой правительство одобрило еще 22 марта 2018 года.

 

Тенденции

В 2019 году ДПП принял целый ряд решений по аннулированию статуса беженца или дополнительной защиты лиц, получивших в Эстонии международную защиту, на основании того, что по оценке ДПП ситуация в странах происхождения беженцев нормализовалась в достаточной степени, чтобы беженцы могли вернуться обратно.

В 2018 году продолжилась применяться разнородная практика назначения наказания ходатайствующим об убежище за нерегулируемое пересечение границы в виде денежного взыскания в пользу государства. В одном случае было возбуждено уголовное дело, которое было прекращено после того, как обвиняемые были признаны беженцами. Назначение наказания беженцам и ходатайствующим об убежище за нерегулируемое пересечение границы противоречит нормам международного права.

В течение последнего года Эстонскому центру по правам человека поступило несколько жалоб в связи с доступом на территорию страны и к системе предоставления убежища. Ходатайствующие об убежище описывали ситуации, которые происходили с ними в пограничных пунктах, когда чиновники ДПП пытались убедить их вернуться в страну происхождения вместо того, чтобы ходатайствовать о защите, либо поначалу отказывались принимать ходатайство об убежище.

 

Рекомендации

– Еще раз обдумать позицию правительства не принимать участие в программах по переселению и перемещению ходатайствующих об убежище

– Систематически оценивать уязвимость/особые потребности ходатайствующих об убежище как часть делопроизводства

– Повысить доступность правовой помощи лицам, ходатайствующим об убежище, в соответствии с рекомендациями, указанными в рапорте УВКБ

– Прекратить наказывать ходатайствующих об убежище за нерегулируемое пересечение границы

– Гарантировать в пограничных пунктах быстрых доступ ходатайствующих об убежище к системе предоставления убежища

 

Описание кейса

Семейная пара, которая относится к религиозному меньшинству, бежала со своей родины после получения угроз убийством. Из-за исходящей от угроз опасности у них не было возможности ходатайствовать о получении виз и им пришлось прибегнуть к помощи контрабандистов. Контрабандисты снабдили семейную пару ложной информацией, привезли их в лес рядом с российско-эстонской границей и заверили, что пограничники находятся на расстоянии небольшой пешей прогулки. Семейная пара несколько часов шла по лесу, встретив первых пограничников, муж с женой сразу же подали ходатайство об убежище. Им был оформлен штраф за незаконное пересечение границы, после чего они были помещены в центр временного содержания, где их продержали около двух месяцев, несмотря на то обстоятельство, что женщина была беременна. На сегодняшний день семья имеет статус беженцев, а штраф за нерегулируемое пересечение границы успешно обжалован при содействии Эстонского центра по правам человека.


Author

  • Liina Laanpere on omandanud õigusteaduse bakalaureusekraadi Tartu Ülikoolis ja magistrikraadi rahvusvaheliste inimõiguste alal Corki ülikoolis Iirimaal. Liina osaleb õiguseksperdina Euroopa Liidu Põhiõiguste Ameti uurimisvõrgustiku FRANET-i jaoks uuringute tegemisel.