12 - peatükk

Права беженцев и ходатайствующих об убежище

Author: Anni Säär

Причин, по которым люди меняют место жительства, может быть несколько – например, для того, чтобы переехать к своему супругу, или принимая лучшее предложение о работе. Однако много и таких людей, для которых необходимость покинуть страну своего происхождения – это не выбор, а вынужденная мера, чтобы обеспечить жизнь и здоровье для себя и своей семьи. Беженцы нуждаются в особой защите уже потому, что они не выбирали свою судьбу. Эстония предоставляет международную защиту с 1997 года, когда Эстония присоединилась к Конвенции ООН о статусе беженцев (1951)[1] и Протоколу о статусе беженцев (1967). В 1997–2013 гг. в адрес Эстонии было подано 446 ходатайств о предоставлении убежища, при этом международная защита и разрешение на воссоединение с семьей были предоставлены 93 лицам.

Политические и институциональные направления развития

В 2014 и 2015 гг. стало лучше организовано обеспечение прав несовершеннолетних без сопровождающего при рассмотрении ходатайства о предоставлении убежища – например, с 2014 года партнером Департамента социальных дел является Эстонское объединение «Детская деревня SOS» (SOS Lasteküla Eesti Ühing), с которым заключен административный договор о предоставлении услуги детского дома для несовершеннолетних лиц без сопровождающих.

В 2014 и 2015 гг. канцлер юстиции внес два предложения Департаменту полиции и погранохраны (далее «ДПП») в отношении обеспечения задержанным общения в центре заключения (далее «ЦЗ»). 19 апреля 2014 года канцлер юстиции внес предложение для устранения нарушения в отношении совместного проживания .лиц, состоящих в отношениях, в центре заключения и возможностей проведения ими досуга. Канцлер юстиции подчеркнул, что находящихся в постоянных отношениях мужчину и женщину необходимо считать членами семьи, и, по возможности, селить их в ЦЗ вместе.[2] Кроме того, ДПП не последовал прежним рекомендациям канцлера юстиции об обеспечении лицу, заключенному на этаже для одиноких женщин, возможности общения с другими людьми, находящимися в центре – прежде всего, со своим партнером.[3] Канцлер юстиции придерживался того мнения, что деятельность ДПП в отношении того, что заключенным супругам не позволялось непосредственно общаться в ЦЗ и проводить время вместе, не была правомерной.

Предложение 2015 года было вызвано тем, что лицу не позволялось встречаться с супругом, находящимся в ЦЗ. Канцлер юстиции подчеркнул, что возможность встреч может быть необходима для обеспечения основного права лица на неприкосновенность семейной и частной жизни.[4] Канцлер юстиции придерживался мнения, что деятельность ДПП по запрету встреч была противоправной и противоречащей Конституции.

12 и 14 мая 2014 года советники канцлера юстиции провели контрольный визит в центр размещения ходатайствующих об убежище в Вао (далее – «центр размещения»).[5] Канцлер юстиции порекомендовал центру размещения осуществлять первичную проверку состояния здоровья ходатайствующих об убежище после прибытия в центр, заключить договор с семейным врачом об оказании медицинских услуг жителям центра, организовать перевод на понятный язык при оказании медицинских услуг и, по возможности, привлечь профессионального переводчика, покрыть расходы на лечение зубов у детей, организовать оказание услуги психологического консультирования для ходатайствующих об убежище на месте в центре размещения, а также обеспечить обучение языку более эффективным способом.

В качестве продвижения стоит упомянуть и то, что центр размещения ходатайствующих об убежище в январе переехал из деревни Яамакюла волости Иллука Ида-Вируского уезда в деревню Вао волости Вяйке-Маарья Ляэне-Вируского уезда, где доступ к необходимым услугам для ходатайствующих об убежище значительно лучше.

Кроме того, в 2015 году на основании высказываний одного лица о беженцах и беглецах в социальных СМИ было инициировано дело о проступке на основании статьи Пенитенциарного кодекса, рассматривающей разжигание вражды.

Законодательные направления развития

4 июля 2014 года в Закон о предоставлении иностранцам международной защиты (далее «VRKS») было внесено изменение, вступившее в силу 1 января 2015 года, согласно которому изменился размер пособий для несовершеннолетних членов семьи. Если ранее второй и каждый последующий член семьи получал 80% от размера пособия первого члена семьи, то начиная с 1 января 2015 года пособие каждого несовершеннолетнего члена семьи равняется размеру пособия первого члена семьи.

Одним из наибольших развитий 2015 года стало положение VRKS, вступившее в силу 2 апреля, согласно которому лицо, ходатайствующее о международной защите, может работать в Эстонии, если в течение шести месяцев с момента подачи ходатайства решение по его ходатайству не было принято по независящим от него причинам. Лицо, ходатайствующее о международной защите, может работать в Эстонии до окончания делопроизводства по его ходатайству о получении международной защиты, в т.ч. во время оспаривания решения об отказе в предоставлении международной защиты. Изменение закона, к лоббированию которого организации по делам беженцев приложили усилия, заметно более благоприятно, чем ранее, в отношении лиц, ходатайствующих об убежище. Единственным проблематичным моментом при реализации этого права является неспособность лиц, ходатайствующих об убежище, открыть без документов банковский счет, из-за чего их доступ к рынку труда ограничен. Кроме того, 1 августа 2015 года вступило в силу положение VRKS, согласно которому ДПП направляет иностранца, которому предоставлена международная защита, на участие в программе по адаптации.

Судебная практика

Наиболее обширна судебная практика, связанная с задержанием лиц, ходатайствующих об убежище; заметно меньше по объему судебная практика, связанная с оспариванием отказа в предоставлении международной защиты. Лица, ходатайствующие об убежище, зачастую задерживаются со ссылкой на опасность побега. Опасность побега как понятие в эстонском законодательстве не разъясняется, из-за чего это понятие трудно оспорить в суде. Наличие опасности побега обосновывается, например, тем, что лицо по прибытии в Эстонию пересекло границу незаконно или, чтобы добраться до Эстонии, миновало несколько безопасных для него государств. Для достижения безопасных стран все чаще используются контрабандисты, что зачастую сопряжено с нелегальным въездом в страну.

Тартуский окружной суд заявил, что если у лица, ходатайствующего о предоставлении убежища, отсутствует документ, удостоверяющий личность, или иные документы, вследствие чего нельзя утверждать, что лицо является тем, кем оно, по его утверждению, является, то имеются основания, согласно которым лицо, ходатайствующее об убежище, в случае неизбежной необходимости можно задержать для установления личности или проверки идентификации, а также для проверки или выяснения гражданства лица.[6] Кроме того, Тартуский окружной суд констатировал, что если обосновано, что лицо желает путем подачи ходатайства о получении убежища злоупотребить соответствующим делопроизводством и задержать свою высылку, то есть обоснованное основание считать, что лицо подало ходатайства о получении убежища, чтобы отложить исполнение обязанности покинуть страну или избежать высылки.[7]

В начале 2015 года Государственный суд опубликовал судебные постановления административной коллегии в отношении помещения в Центр задержания двух белорусов и одного сирийца, являющихся лицами, ходатайствующими об убежище.[8] Коллегия сочла, что помещение лиц, ходатайствующих об убежище, в Центр заключения оправдано, если установлена опасность побега. Кроме того, обоснованиями, соответствующими заключению, например, являются уничтожение доказательств или опасность оказания влияния на свидетелей. Коллегия отметила, что при отпадении оснований для задержания лицо, ходатайствующее об убежище, следует немедленно освободить. В противном случае лицо, ходатайствующее об убежище, вправе ходатайствовать об аннулировании разрешения суда или оспорить жалобой бездействие административного органа при выяснении обстоятельств. Также оно вправе потребовать возмещения ущерба, нанесенного задержанием, за то время, когда задержание больше не было необходимо, или когда административный орган противоправно бездействовал при выяснении обстоятельств во время пребывания лица в Центре задержания.

В отношении аннулирования решения об отклонении ходатайства о получении убежища и об отказе в предоставлении вида на жительство, 10 апреля 2015 года важное решение принял Таллиннский окружной суд, оставивший апелляционную жалобу ДПП без удовлетворения и согласился с обоснованиями решения административного суда.[9] Окружной суд пояснил, что наличие противоречий не означает безусловной неправильности показаний лица, поскольку не факт, что лицо понимает, насколько важно уже в ходатайстве о получении убежища исчерпывающе указать все причины подачи ходатайства. Суд добавил, что и между событием подачи ходатайства о получении убежища и правилом, обусловившим подачу этого ходатайства, может пролегать существенный промежуток времени, вследствие чего воспоминания лица могут быть неясными и искаженными. Окружной суд подчеркнул, что важно учесть также и то, что разговоры велись при посредничестве переводчика – в данном случае при посредничестве двух переводчиков, и даже в случае наилучших действий всех сторон могут иметься возможные различия между ранее сказанным и позднее записанным, добавив, что не факт, что эти различия устранит даже вычитка протокола. Окружной суд отметил, что определяющими могут быть только существенные обстоятельства.

Статистика и исследования

В 2014 году в Эстонии ходатайствовали о международной защите 117 мужчин и 40 женщин, а в 2015 году (по состоянию на 30.09.2015) – 124 мужчины и 66 женщин. Больше всего лиц, ходатайствующих об убежище (в период с 01.01.2014 до 30.09.2015), было из Украины (136), России (31), Судана (31) и Сирии (21). Статус беженца в 2014 году получили 20 человек (2 – из Бангладеша, 4 – из Сирии, 7 – из Судана, 4 – из Косово, 2 – из Палестины, 1 – из России), дополнительной защиты не получил никто. В 2015 году (по состоянию на 30.09.2015) статус беженца получили 16 лиц (10 – из Судана, 6 – из Украины), и дополнительную защиту – 40 лиц (38 – из Украины, 1 – из Йемена, 1 – из России). Вид на жительство для воссоединения с семьей в 2014 году получили 3 человека, и в 2015 году (по состоянию на 30.09.2015) – 18 человек.

Положительная практика

12 и 14 мая 2014 года в результате контрольного визита, проведенного советниками канцлера юстиции в центр размещения, в качестве хорошей практики были отмечены большая открытость и готовность помогать работников центра размещения по отношению к жителям центра, организация обучения английскому языку для лиц, ходатайствующих об убежище, а также вклад центра размещения и свободных объединений в создании различных возможностей по занятию лиц, ходатайствующих об убежище.[10]

В рамках кампании «На благо Украины!», инициированной в 2014 году тремя свободными объединениями Эстонии, собирались пожертвования, на которые оказывалась помощь людям, потерпевшим и покинувшим свои дома в результате конфликта в Украине.[11] Кампания еще продолжается, и помощь оказывается до сих пор.

В 2014 году было создано движение «Дружелюбная Эстония», и благодаря его деятельности обеспечивалось развитие терпимости. «Дружелюбная Эстония» – движение, берущее начало из гражданской инициативы и объединяющее в себе людей и предприятия, которые желают, чтобы наше государство оставалось открытым и готовым помогать. 6 сентября 2015 года прошел поддерживающий концерт «Дружелюбная Эстония», в котором были открыты зоны национальных кухонь и многие знаменитости выступили с речами, призывая быть более открытыми и терпимыми.

В качестве положительной практики можно также привести ежегодник убежища, изданный 24 марта 2015 года НКО «Эстонская помощь беженцам» (MTÜ Eesti Pagulasabi), который детально рассматривал политику Эстонии в отношении убежищ и систему приема беженцев.[12]

Важнейшие публичные обсуждения

Важнейшие публичные обсуждения велись летом 2015 года в связи с программой приема беженцев, предложенной Европейской комиссией. В связи с этим были созданы несколько групп (в т.ч. группы в Фейсбук), направленных против беженцев или массовой иммиграции, и контекст и призывы которых носили и носят по сей день отчасти расистский характер. Страх и ложь сеют и речь политиков – например, Маргус Цахкна, министр социальной защиты и глава партии IRL, в августе 2015 года написал мнение о сохранении эстонской культуры в условиях современных проблем с иммиграцией, отметив, что «то, что шведской полиции не разрешается посещать определенные регионы в целях собственной безопасности, дает повод волноваться. Рассказы, что все это нам не грозит, нельзя принимать на веру».[13] Офицер шведской полиции по связям с общественностью позднее опроверг это утверждение.

«Дружелюбная Эстония», портал Delfi и газета Eesti Päevaleht провели в конце 2015 года в сотрудничестве марафоны обсуждений по теме беженцев, где на вопросы скептиков отвечали специалисты, а также публиковались мнения читателей.

Тенденция

В 2014 и 2015 годах некоторые лица, ходатайствующие об убежище, нелегально пересекшие государственную границу России и Эстонии, получили наказание в виде сбора в доход государства или в уголовном порядке. Эта практика не была изменена, хотя УВКБ ООН (UNHCR) ее осудило.

Доступ к месту в детском саду для проживающих в центре размещения лиц, ходатайствующих об убежище, затруднен из-за финансовой ситуации. Поскольку место жительства пребывающих в центре размещения лиц, ходатайствующих об убежище, там не зарегистрировано, они должны платить более существенную плату за детский сад, чем местные жители, чье место жительства зарегистрировано в волости Вяйке-Маарья. Эта сумма непосильна для лиц, ходатайствующих об убежище.

Несмотря на то, что Центр по правам человека Эстонии каждый год подчеркивает важность информационных кампаний о беженцах, соответствующая систематическая деятельность не ведется. Уровень повышения информированности в этой сфере низок, если не сказать, что скорее сеются страхи и создаются стереотипы.

С 1 июля 2015 года в Центре по правам человека Эстонии завершила работу клиника правовой помощи беженцам, поскольку Министерство внутренних дел решило не объявлять предварительно запланированный тендер по обеспечению услуги раннего юридического консультирования лиц, ходатайствующих об убежище. С 1 октября 2015 года ходатайствующим об убежище оказывают юридическую помощь в связи с процессом о международной защите и/или задержанием шесть адвокатов из адвокатских бюро LMP и LEXTAL, оказывающие юридическую помощь как в административных процессах, так и в административных судебных процессах.

Рекомендации

  • Учитывать и реализовывать рекомендации контрольного визита канцлера юстиции от 12 и 14 мая 2014 года, а также предложения от 29 апреля 2014 года и 30 марта 2015 года.
  • Проводить информационные кампании о беженцах, повышая, таким образом, общественную информированность.
  • Обеспечивать ходатайствующим об убежище место в детском саду и стоимость места на тех же основаниях, что и зарегистрированным местным жителям.
  • Не помещать лиц, ходатайствующих об убежище, в ЦЗ, предполагая, что лицо совершит побег, поскольку оно въехало в страну нелегально.
  • Установить регулярный обмен информацией и сотрудничество между Министерством внутренних дел, Министерством социальных дел и свободными объединениями, ведущими свою деятельность по вопросам беженцев, чтобы создать взаимное доверие и обеспечить разработку решений, основанных на совместной деятельности.[14]

 

[1] Pagulasseisundi konventsioon (1951) – Riigi Teataja RT II 1997, 6, 26.

[2]Ettepanek rikkumise kõrvaldamiseks. Kinnipidamiskeskuses elukaaslaste koos elamise ning ajaveetmise võimaldamine.Lk 4. 29.04.2014.Arvutivõrgus kättesaadav:http://oiguskantsler.ee/sites/default/files/field_document2/6iguskantsleri_ettepanek_rikkumiste_korvaldamiseks_kinnipidamiskeskuses_elukaaslaste_koos_elamise_ning_ajaveetmise_voimaldamine.pdf.

[3]Ibid.Lk 1.

[4] Ettepanek rikkumise kõrvaldamiseks. Kinnipidamiskeskuses kokkusaamise võimaldamine. 30.03.2015. Arvutivõrgus kättesaadav:http://oiguskantsler.ee/sites/default/files/field_document2/6iguskantsleri_ettepanek_rikkumise_korvaldamiseks_kinnipidamiskeskuses_kokkusaamise_voimaldamine.pdf.

[5] 12.05.2014 ja 14.05.2014 kontrollkäik Varjupaigataotlejate Majutuskeskusesse. Arvutivõrgus kättesaadav:http://oiguskantsler.ee/sites/default/files/field_document2/kontrollkaigu_kokkuvote_varjupaigataotlejate_majutuskeskus.pdf.

[6] Tartu Ringkonnakohtu 29.11.2013 a. määrus nr 3-13-2162, Tartu Ringkonnakohtu 03.12.2013 a. määrus nr 3-13-2163.

[7] Tartu Ringkonnakohtu 18.03.2014 haldusasi nr 3-13-2470.

[8] 29.01.2015 Riigikohtu Halduskolleegiumi kohtumäärused kohtuasjades 3-3-1-52-14 ja 3-3-1-48-14; 03.02.2015 Riigikohtu Halduskolleegiumi kohtumäärus kohtuasjas 3-3-1-56-14.

[9] Tallinna Ringkonnakohtu 10.04.2015 kohtuotsus haldusasjas nr 3-13-1596.

[10]12.05.2014 ja 14.05.2014 kontrollkäik Varjupaigataotlejate Majutuskeskusesse.Lk-d 9-10.

[11]MTÜ Eesti Pagulasabi. Kampaaniaga „Ukraina heaks!“ on Ukraina inimeste abistamiseks kogutud enam kui 13500 eurot. 04.11.2014.Arvutivõrgus kättesaadav:http://www.pagulasabi.ee/ukraina-humanitaarabi-programm

[12] MTÜ Eesti Pagulasabi. Varjupaiga aastaraamat 2014.23.03.2014.Arvutivõrgus kättesaadav:http://www.pagulasabi.ee/varjupaiga-aastaraamat-2014.

[13] Mellik, J. „Rootsi politsei: Tsahkna jutt on väärtõlgendus.“Postimees. 17.08.2015.Arvutivõrgus kättesaadav:http://maailm.postimees.ee/3297041/rootsi-politsei-tsahkna-jutt-on-vaartolgendus.

[14]Delfi, Eesti pagulasorganisatsioonid pöördusid rahastamisküsimuses peaministri poole.02.06.2015Arvutivõrgus kättesaadav:http://www.delfi.ee/news/paevauudised/eesti/eesti-pagulasorganisatsioonid-poordusid-rahastamiskusimuses-peaministri-poole?id=71612805.


Author

  • Anni Säär alustas Eesti Inimõiguste Keskuses tööd praktikandina 2011. aasta septembris. Alates 2012 kuni 2917 töötas Anni keskuses pagulasvaldkonna õiguseksperdina. Lisaks annab Anni Tallinna Tehnikaülikoolis loengut „Internetis toimijate õigused, kohustused ja vastutus“. Annil on magistrikraad õigusteaduses.